Москва: +7 916 543 79 56
Лондон: +44 79 017 273 22
Пишите: mikhail.sokolov@sokolovlegal.com
Публикации

Британские санкции, связанные с Россией, принятые 28 октября 2022 года

01.11.2022 |  Санкции

В пятницу 28 октября 2022 года Великобритания приняла новый пакет санкций, связанных с Россией. Пакет санкций был принят в форме изменений (The Russia (Sanctions) (EU Exit) (Amendment) (No.15) Regulations 2022) (Изменения) в The Russia (Sanctions) (EU Exit) Regulations 2019 (Санкционное регулирование). Новые ограничения вступили в силу на следующий день — 29 октября 2022 года, за исключением ограничений в отношении сжиженного природного газа и изделий из золота, которые вступают в силу 1 января 2023 года. Основные детали приведены ниже.

Финансовые санкции (финансовые и инвестиционные ограничения)

В дополнение к уже имеющимся категориям займов, выдача которых согласно Санкционному Регулированию запрещена, Изменения ввели еще одну категорию – «Заем категории 5», который определен следующим образом:

Заем или кредит –

a) На срок более 30 дней,

b) Выданный лицу (исключая физических лиц),

i. которое связано с Россией, за исключением:

(a)(a) лица, которое на дату вступления настоящих Изменений учреждено в другой стране, нежели Россия, или

(b)(b) лица, которое принадлежит лицу, указанному выше в подпункте (a)(a),

ii. лицо принадлежит лицу, указанному в подпункте i выше,

iiii. лицо принадлежит лицу, связанному с Россией, являющемуся физическим лицом,

c) Впервые выданный или предоставленный в любое время в день или в другой день после вступления в силу Изменений,

d) Который не является займом категорий 1 – 4.

Лицо, связанное с Россией, — не умозрительное понятие. Этот термин определен в Санкционном регулировании. Так, если говорить обобщенно, в отношении юридических лиц: это лица, учрежденные или образованные согласно российскому законодательству; а говоря о физических лицах: это лица, которые являются резидентами в России.

Какие иные займы подпадают под запреты согласно Санкционному регулированию? Это займы Правительству РФ. Это также займы лицам, указанным в приложении 2 к Санкционному регулированию, или лицам, которые находятся под их контролем, принадлежат им или действуют по их указанию или в их интересах. В приложении 2 перечислены следующие лица: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ, Россельхозбанк, ОПК Оборонпром, Объединенная авиастроительная корпорация, Уралвагонзавод, Роснефть, Транснефть и Газпромнефть.

Определение займа категории 5 весьма похоже на определение займа категории 3. Однако, несколько от нее отличается, в частности: временем выдачи займа (займы категории 5 – это займы, выданные 29 октября 2022 года и позднее); установлением исключения в отношений организаций, учрежденных за пределами России (смотрите выше); и ведением ограничения на предоставление займов организациям, которые принадлежат физическим лицами – резидентам России.  

Торговые санкции

Запреты, связанные с золотыми украшениями

Введенные запреты распространяются, в частности на: импорт и приобретение золотых украшений, а также обработанного золота, происходящих из России, с целью их ввоза в Великобританию, оказание технической поддержки в отношении этих товаров, финансовых услуг и финансирования, связанного с ними, а также соответствующих брокерских услуг. Введенные в этой части ограничения могут подпадать под исключения и разрешения. В частности, ограничение не действует, когда золотые украшения не предназначены для коммерческого использования, предназначены для личного использования и размещены на владельце или в его багаже.

Запреты, связанные со сжиженным природным газом

Введенные запреты распространяются, в частности на: импорт и приобретение сжиженного природного газа, происходящего из России, с целью ввоза в Великобританию, а также оказание соответствующей технической поддержки, финансовых услуг и финансирования, и соответствующих брокерских услуг. Запрет вступает в силу с 1 января 2023 года.

Запреты, связанные с товарами, которые важны для функционирования российской экономики (“vulnerable goods”)

В Санкционное регулирование включили новое приложение (Russia’s vulnerable goods), которое содержит весьма обширный перечень самого различного оборудования, техники, деталей и других объектов, подпадающих под санкционные ограничения. Эти объекты не поименованы в самом Санкционном регулировании именно как товары, которые важны для функционирования российской экономики. Однако, в различных комментариях отмечается, что это товары именно такого характера. Запреты введены в отношении их поставки и доставки в Россию, и также того, чтобы предоставлять доступ к их использованию в России, оказания соответствующей технической поддержки, финансовых услуг и финансирования, а также соответствующих брокерских услуг.  

Товары от G7 (G7 dependency and further goods list goods)

Запрет на такие товары уже существовал. Данные Изменения лишь дополнили (значительно) перечень товаров, подпадающих под запрет путем добавления новой части в соответствующее приложение к Санкционному регулированию. Запреты касаются поставки и доставки в Россию, и также того, чтобы предоставлять доступ к их использованию в России, оказания соответствующей технической поддержки, финансовых услуг и финансирования, а также соответствующих брокерских услуг. В качестве примера: под запрет попали трубы определенного диаметра и характеристик для поставки, а также бурения в области нефте- и газодобычи; противопожарные машины и другое оборудование.  

Товары, приносящие доход (revenue generating goods)

Интересно отметить, что был дополнен список «товаров, приносящих доход», происходящих из России, следующими позициями:

  • Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта менее 80 об.%; спиртные напитки, ликеры и другие спиртные напитки;
  • Остатки производства крахмала и аналогичные отходы, свекловичный жом, и другие отходы сахарного производства, отходы пивоварения или дистилляции, в форме гранул или не в форме гранул.

Запрет распространяется на импорт, приобретение, доставку в Великобританию этих товаров, а также связанные с этим технические, финансовые и брокерские услуги.

В целом, надо отметить, что Санкционное регулирование предусматривает возможность введения исключений и разрешений в отношении отдельных введенных санкций. И таковые исключения и разрешения уже имеются, как известно. В связи с чем, анализируя вопрос о том, что можно, а что нельзя, необходимо внимательно и корректно интерпретировать соответствующее законодательство и правовые акты.

Михаил Соколов

Solicitor (England and Wales)

Адвокат (Россия)

скачать публикацю
Напечатать